Аспекты взаимоотношений подростка с братьями и сестрами
Взаимоотношения с братьями и сестрами могут оказать существенное влияние на подростка и во многом определить его личностные качества и успешность социальной адаптации. Довольно часто братья стремятся проявить о своих сестрах максимальную заботу, нередко, братья во многом прислушиваются к своим сестрам и помогают им в тех семьях, где роль матери была доминирующей. Бывают нейтральные отношения, когда братья и сестры, особенно если они живут в разных городах, годами вообще не видят друг друга и не общаются. Существенно влияет на отношения даже такой факт, если у брата есть дети, а у сестры их нет, хотя оба живут в браке, и сестра очень желает иметь своих детей. Так же обычно складываются отношения и между сестрами — они могут соперничать либо завидовать друг другу или, если две сестры абсолютно разные — одна более активная, а другая — мягкая и женственная, то между ними редко возникает конфликт, потому что отсутствует соперничество, а существуют разные интересы. К вопросу о разделе имущества родные сестры и братья тоже могут подходить по-разному: одни вынуждают друг друга продавать недвижимость и делить деньги между собой, в ином же случае кто-то кому-то уступает право на владение домом, будучи уверенным, что и для нее или для него всегда найдется место в этом доме. Существует такая преданная сестринская любовь, когда одна из сестер самоотверженно выхаживает свою заболевшую сестру.
Сестрам и братьям, так или иначе, приходится делить родительскую любовь. Очень часто между детьми идет борьба за первенство, между тем — это всегда борьба за внимание родителей. Каждый ребенок в такой борьбе ищет доказательство своей ценности, важности, признания своей личности. Но у каждого ребенка в семейной системе есть свое уникальное место.
Старшие дети имеют преимущество перед младшими просто потому, что родились раньше. Старший ребенок имеет наилучшую исходную позицию для психического развития, поскольку безраздельная любовь и забота родителей впервые годы жизни придают ему чувство определенной устойчивости. Он с детства осознает свое особое положение в семье и, как правило, у него развито чувство ответственности. В отношении второго ребенка обычно родители таких требований не предъявляют, ему предоставляется большая свобода. У второго ребенка может наблюдаться развитие непомерного честолюбия и привычки с боем добиваться своего. Он может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего, но такая ситуация чревата осложнениями, так как вызывает ревность старшего и опасение, что выскочка потеснит его в сердцах родителей. Младший ребенок с детства часто окружен всеобщим обожанием, все опекают его, многое делают за него и постоянно поучают и воспитывают. Однако старший всегда является примером для последующих детей, и на него всегда возлагается определенная ответственность за младших просто потому, что он старше. И это лишний раз подтверждает, что время вхождения в систему — важный фактор развития и функционирования личности в семейной системе.
Любовь и уважение друг к другу между братьями и сестрами возможны в том случае, когда каждый из них занимает свое место в семейной системе, родители относятся к ним, как к детям, и не втягивают в свои конфликты. Хорошие отношения между сиблингами (сиблинги — братья и сестры в одной семье) вносят свой вклад в формирование у младших чувства уверенности в себе, сопричастности и доверия.
Во-первых, подростки могут выступать в роли своеобразных суррогатных родителей, когда им поручают присмотреть за младшими детьми. В этом случае хорошие отношения между сиблингами вносят свой вклад в формирование у младших чувства уверенности в себе, сопричастности и доверия.
Во-вторых, старшие сиблинги служат примером для младших, представляя собой некую модель, стереотип характера и поведения.
В-третьих, братья и сестры часто удовлетворяют взаимную потребность в эмоциональном общении, интимно-личностной привязанности, глубоких взаимоотношениях, становятся друг для друга доверенными лицами.
В-четвертых, возникающие между сиблингами трения и ссоры имеют и свои положительные стороны, так как дают возможность на практике изучить способы примирения, поведения и общения с другими детьми, в частности с представителями противоположного пола.
Отношения между братьями и сестрами портятся тогда, когда кто-то претендует на место другого. Конфликты между братьями и сестрами возникают и в том случае, если один из детей замещает для своего отца или матери умершего ребенка или другого члена семейной системы (погибшего дядю, отвергнутую семьей тетку, убитого на войне отца). В таком случае между одним из родителей и ребенком устанавливаются особые отношения.